• Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Новости
  • Анализ проведения программы "Доступная Украина"

Анализ проведения программы "Доступная Украина"

2014-07-01

Напомним тем, кто следил за ходом реализации проекта и новым читателям, заинтересованным в данной тематике, следующее. Основой проекта «Доступная Украина», является проведение социальных исследований в 26 областных центрах, по контролю за реализацией государственной политики в сфере формирования доступной инфраструктуры, для людей с ограниченными физическими возможностями.


Основным методом исследований выбран «мониторинг архитектурной доступности», который заключается в аудите помещений и зданий органов власти и объектов коммерческого сектора, на предмет наличия в них условий доступности для маломобильных групп населения. На данный момент мониторинг проведен в 17 областных центрах Украины и затронул более 7500 объектов общественных и государственных учреждений. По предварительным итогам можно с уверенностью заявить об общих статистических показателях «доступности» по Украине, которые составляют: 26%-доступно; 17%-частично доступно; 57%-не доступно. Самым доступным городом для людей с инвалидностью, по методике «Минимального социального стандарта», необходимого для ведения самостоятельного образа жизни, является Донецк (44%), самым недоступным г.Ильичевск в Одесской области (14%). Более детально с результатами исследований можно ознакомиться на созданной в ходе реализации проекта «Электронной карте доступности Украины», поадресу.

Мы обращаемся к организациям, которые работают в данной тематике в своих регионах с просьбой внимательно ознакомиться с нашим анализом и высказать свою точку зрения на решение поднятых проблем. Наша организация разрабатывает инициативы по изменению законодательства, направленные на устранение выявленных системных ошибок, которые препятствуют процессам формирования безбарьерной среды в Украине. В связи с чем, просим организации рассказать о своих инициативах и предложениях, в решении данных вопросов. Помимо этого, мы продолжаем поиск партнеров, которые готовы к практической деятельности, а именно проведению мониторингов и составлению «Электронных карт доступности» своих городов.

На данный момент, проведя предварительный анализ результатов мониторингов, мы выявили пять основных системных проблем, существующих в каждом городе, где прошел мониторинг. С целью осветить проблему более детально и максимально четко предоставить свою точку зрения, каждой из пяти проблем будет посвящена отдельная статья, в рамках публикаций «Доступная Украина».

Проблема №1. Не выполнение ДБН, при постройках и реконструкциях условий доступности объектов, для людей с инвалидностью и других МГН. Проблема постройки правильных пандусов, обустроенных пешеходных дорожек, оборудованных автостоянок стоит давно. Но с уверенностью можно заявить, что появилось тенденция, разделяющая количественные и качественные показатели уровня доступности по инфраструктурным секторам. Анализ результатов аудитов объектов государственной власти говорит о том, что с появлением индивидуальной административной ответственности, начала появляться «качественная доступность». Другими словами чиновники, создавая условия доступности на вверенных им объектах государственных структур, стали ответственней подходить к проблеме и практически повсеместно постройки или реконструкция объектов, администраций, управлений, департаментов, фондов, проходят в соответствии с ДБН, касающихся норм доступности. Что же касается частного сектора коммерческого назначения, где собственники объектов не вникают в суть проблемы и стараются сэкономить средства . Картина остается на прежнем уровне и мы, до сих пор видим новые объекты, сданные в эксплуатацию с нарушениями ДБН, касающихся условий доступности, и, новые пандусы, появляющиеся повсеместно с большими углами, отсутствием перил, скользких покрытий и др.

Статистика обследованных объектов подтверждает данную проблему:

Государственный сектор

- из 1132 объектов органов власти по Украине 35% -доступны,17%-частично,48%-не доступно, а в областных центрах показатели намного выше ,например: г.Киев (171 объект) 47% -доступно и 38%-не доступно; г.Донецк (101 объект) 47%-доступно и 40%-не доступно; ; г.Винница (99 объектов) 46% -доступно и 37% -не доступно

Коммерческий сектор

- из 1328 объектов торговли 22%-доступны , 60% -не доступны; из 461 банков 25%-доступно,61%- не доступно; из 239 салонов красоты 13% -доступно, 76%-не доступно, а вот в аптечном секторе показатели выше, из 483 аптек 31% -доступно и 51% не доступно.

Ужесточение административной ответственности и введение системы штрафов проектировщиков, подрядчиков и даже собственников сданных в эксплуатацию объектов, прошедшее в 2012 году существенно поднимет уровень выполнения требуемых ДБН, но для этого необходимо время и положительная практика, судовых прецедентов. На наш взгляд, ужесточив требования к проектно строительной деятельности, государство решило только часть вопроса. Следующим шагом, необходимо правильно отрегулировать требования ведения бизнеса субъектами хозяйственной деятельности, предоставляющих услуги населению. Практика ужесточения требований, к выдаче лицензий для ведения аптечного бизнеса, на данный момент в Украине, не совершенна, но даже она дает свои результаты, что показывает процент доступных аптек, который более чем на 10% выше, чем у объектов других сфер коммерческой деятельности в целом. Считаем необходимым, включить в условия выдачи разрешительных документов и лицензий требования к субъектам ведения хозяйственной деятельности, пункт об обязательном наличии условий доступности для людей с ограниченными физическими возможностями к объектам ведения бизнеса, в следующих видах деятельности: банковская деятельность, розничная продажа продуктов, розничная продажа промышленных товаров, деятельность в сфере общественного питания, гостиничная сфера, парикмахерские услуги, нотариальные услуги, юридические услуги, медицинские услуги, а так же деятельность кинотеатров.

Хочу заметить, что действующие ДБН в Украине, благодаря общественным организациям инвалидов, а в частности НАИУ, разработаны по европейским стандартам и полностью отображают нормы и условия доступности, применительно ко всем объектам ведения бизнеса, в вышеперечисленных сферах деятельности.

Подведя черту, под всем вышесказанным можно прийти к следующему заключению: при работе механизма административной ответственности в проектно строительной сфере, которая налаживается на данный момент; при наличии требований к выдаче разрешительных документов и лицензий, обязывающих ведение коммерческой деятельности с учетом интересов инвалидов; при наличии европейских ДБН, в которых отображены нормы доступности к любым зданиям и сооружениям во всех сферах деятельности, практически, можно было бы говорить о полноценной системе создания доступной общественной инфраструктуры, если бы не одно но… Во всей этой, логической цепочке, не хватает сбалансированной системы государственного и общественного контроля, причем контроля за конечным выполнением всех участников процесса, своих обязательств. Ну об этом, а именно о контроле в реализации политики создания безбарьерной среды, я напишу в одной из следующих публикаций с отдельной темой, так как считаю, что без надлежащего контроля, а в частности самых заинтересованных в данных процессах участниках, а именно организаций инвалидов, данная система не дееспособна.

Хотелось бы услышать мнения общественников по данной проблеме.

С уважением,
Руководитель проекта «Доступная Украина»Глава ПраввленияДрюма Олег

Кол-во просмотров: 474